ЗакупкиЮг.рф

 

×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 876

20.10.2015

Новичкам

Тендеры приобретают все большую популярность. Ежегодно в аукционах участвует около двух - трех миллионов фирм. 25% торгов размещаются специально для малого и среднего бизнеса. Ремонт, благоустройство территорий, офис и медицинские расходные материалы - для секторов экономики, где традиционно работают малые и средние предприятия, каждый день проходят тысячи тендеров.

Что такое тендер?

Тендер представляет собой конкурсную процедуру. Тендер - это обратный аукцион, когда есть один покупатель товара, работы или услуги и несколько продавцов. Объявление тендера обеспечивает связь заказчика (покупателя товара, работы или услуги) с поставщиками.

Виды тендеров

Тендеры бывают двух видов государственные (муниципальные) и коммерческие. Государственные торги проходят в строгом соответствии с Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Закупки для государственных или муниципальных нужд осуществляются на бюджетные средства. Коммерческие тендеры отличаются тем, что заказчики сами определяют регламент проведения торгов, устанавливают условия и проводят тендеры на собственные или привлеченные средства.

Особенности проведения государственных тендеров

Законодательство

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Конкурсный механизм при проведении госзакупок

Тендеры пришли в российскую практику госзакупок и муниципальных закупок из мировой торговли, где были разработаны четкие правила и тендерные процедуры.

Государство - необычный участник рыночных отношений. Для выполнения функций управления ему необходимы товары, работы и услуги. Особенность госзакупок в том, что осуществляются на бюджетные средства и требуют особого контроля. Тендеры проводятся для того, чтобы сделать отношения поставщиков и чиновников, ответственных за бюджетные средства, максимально прозрачными. Как конкурсные процедуры, тендеры удобны для контроля. Они позволяют чиновникам отчитаться перед государством, почему был выбран тот или иной поставщик товаров или услуг. Система тендеров была задумана для того, чтобы исключить сговор заказчика и поставщика, обеспечить конкурентную среду - основу рыночных отношений.

Виды закупок

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.


Электронные торги

Вся остальная масса федеральных, муниципальных и региональных госзаказов переведена на электронные торги и размещается на электронных торговых площадках. На общероссийском портале - zakupki.gov.ru, государственный или муниципальный заказчик обязаны разместить информацию о проводимом тендере. Эта информация становится доступной для всех заинтересованных поставщиков.
Закупки проводят через аукционы в электронной форме на пяти электронных площадках, отобранных правительством РФ для проведения электронных аукционов, это

1) Единая электронная торговая площадка www.etp.roseltorg.ru;
2) Система торгов «Сбербанк-АСТ» www.sberbank-ast.ru (площадка занимающая первое место по проведению аукционов)
3) ЭТП RTS tender www.rts-tender.ru
4) ЭТП Госзакупки ММВБ www.etp-micex.ru
5) Cистема электронных торгов ZakazRF www.etp.zakazrf.ru

Электронные аукционы создают конкурентную среду и позволяют участвовать в торгах поставщикам из самых отдаленных территорий. Победителем электронных торгов становится участник, предложивший минимальную цену.

Требования к поставщику

При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии со статьей 31 Федерального законно 44-ФЗ. Тендерная документация содержит техническую и коммерческую часть. Для выбора наиболее выгодного поставщика и гарантий его добросовестности, закон предоставляет заказчику возможность потребовать от поставщика экономическое обеспечение исполнения контракта, разумное авансирование и четкую поэтапную приемку. Обеспечение исполнения контракта является способом экономической предквалификации поставщика. Предквалификация позволяет проверить экономическую возможность компании исполнить контракт и отсекает недобросовестных поставщиков. В качестве обеспечения контракта, у Участника есть выбор предоставить банковскую гарантию или денежный залог.

Ответственность поставщиков

В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
А так же неисполнение контракта влечет за собой попадание компании в реестр недобросовестных поставщиков


Процедура обжалования

Любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Одним из основных органов контроля в области госзаказа является ФАС. Результаты торгов можно обжаловать, обратившись с жалобой в ФАС. Чтобы жалоба была признана обоснованной, важно правильно ее оформить. К жалобе прилагаются все необходимые документы, указывающие факт допущения нарушения заказчиком.


Кто может стать участником государственного или муниципального тендера?
участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя
Участие в торгах осуществляется на бесплатной основе!

Как подготовиться?

ШАГ 1. Изучение 44-ФЗ

Скажем сразу - 44-ФЗ легким для изучения законом не назовешь, и все же необходимо приложить усилия и внимательно изучить прописанную 44-ФЗ процедуру выбора поставщика - это своеобразный алгоритм того, что, в какие сроки и каким образом необходимо делать участнику тендера.

ШАГ 2. Получение электронно-цифровой подписи

В зависимости от способа определения поставщика Вам понадобится приобрести ЭЦП в удостоверяющем центре. ЭЦП нужна не во всех процедурах, только в электронном аукционе. Стоит отметить, что если обратиться к статистике Официально сайта Российской федерации http://zakupki.gov.ru то мы увидим что распределение заказа по способам определения поставщика - электронный аукцион занимает 52,94%.


Процедура получения электронно-цифровой подписи (ЭЦП) осуществляется в одном из удостоверяющих центров, входящих в пространство доверия выбранной площадки. Она занимает от 2 до 5 рабочих дней.

Список удостоверяющих центров можно узнать на сайте электронной площадки или обратившись к нам. В офисе удостоверяющего центра необходимо будет получать сертификат, поэтому выбор должен быть сделан в пользу близлежащего удостоверяющего центра. Список всех нужных документов вы можете запросить в удостоверяющем центре.

ШАГ 4. Установка необходимого программного обеспечения

После получения ЭЦП, Вам придется установить лицензионное программное обеспечение ( в зависимости от Вашего ПК), таких как КриптоПРО. Установка может быть выполнена как своими силами, так и силами наших специалистов.

ШАГ 5. Аккредитация на ЭТП

Длительность этого этапа может продолжаться 5 рабочих дней, но может продлиться дольше. Для поставщиков государственного заказа эта услуга бесплатна при наличии сертификата ЭЦП, полученного в аккредитованном удостоверяющем центре.

Для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки следующие документы и информацию:

1) заявление этого участника о его аккредитации на электронной площадке;
2) копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения с заявлением, копия документа, удостоверяющего личность этого участника (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
3) копии учредительных документов этого участника (для юридического лица), копия документа, удостоверяющего его личность (для физического лица);
4) копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени этого участника - юридического лица (решение о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым данное лицо обладает правом действовать от имени этого участника без доверенности для получения аккредитации (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени этого участника действует иное лицо, также представляется доверенность на осуществление от имени такого участника соответствующих действий, заверенная его печатью (при наличии печати) и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица;
5) копии документов, подтверждающих полномочия руководителя. В случае, если от имени этого участника действует иное лицо, также представляется доверенность, выданная физическому лицу на осуществление от имени этого участника действий по участию в таких аукционах (в том числе на регистрацию на таких аукционах), заверенная его печатью (при наличии печати) и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица;
6) идентификационный номер налогоплательщика этого участника или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика этого участника (для иностранного лица);
7) адрес электронной почты этого участника для направления оператором электронной площадки уведомлений и иной информации в соответствии с настоящей главой;
8) решение об одобрении или о совершении по результатам таких аукционов сделок от имени этого участника закупки - юридического лица с указанием информации о максимальной сумме одной сделки. В случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица, данное решение принимается в порядке, установленном для принятия решения об одобрении или о совершении крупной сделки. В иных случаях данное решение принимается лицом, уполномоченным на получение аккредитации от имени этого участника закупки - юридического лица.


ШАГ 6. Процедура электронных торгов

Каждый участник должен заранее предусмотреть примерную стоимость своих услуг или товаров, до которой он готов торговаться.

ШАГ 7. Подписание контракта

Победителем торгов становится участник, подавшим предложение, соответствующее требованиям конкурсной документации и предложившим лучшие условия.


Причины популярности тендеров среди поставщиков?

Популярность тендеров среди поставщиков определяется несколькими причинами. Победитель тендера получает государственный, муниципальный заказ с гарантированным размером оплаты и приобретает постоянного клиента.

Победители тендеров приобретают репутацию надежного партнера.

Победить в тендере – значит стать лидером в своем сегменте рынка, обеспечить устойчивый рост компании. Участие и победа в тендере для производителей и поставщиков – это импульс к дальнейшему развитию бизнеса.

Выполнив перечисленные технические действия, компания может получить внушительный заказ на свою продукцию, который может исчисляться несколькими миллиадами рублей.

Какие советы пригодятся новичку, желающему участвовать в тендерах?

1. осваивайте производство востребованных, социально значимых товаров;
2. начинайте подготовку к участию в тендерах через изучение законодательства по тендерам;
3. совершенствуйте свою техническую подготовку к работе на электронных торгах;
4. подготовьте финансовое обеспечение для участия в госзакупках;
5. внимательно изучайте конкурсную документацию компаний-заказчиков;
6. правильно оформляйте необходимые документы.